Одноразовый туризм монополиста

Блог редактора

Эту колонку я долго не хотел писать. Есть мнение, что говорить о недостатках Фукуока, это всё равно, что стрелять себе в ногу или пилить сук, на котором сидят все, кто работает в туристической индустрии на острове. Но как говорил древнегреческий философ Гераклит: «Всё течёт, всё меняется», и сегодня я хочу поговорить об индустрии отдыха на Фукуоке, монополии туроператора и «одноразовом туризме».

Аборигены «жемчужного острова»

«Фукуок Лайф» — это в первую очередь информационный портал, который делается для тех, кто решил приехать на Фукуок. И делается он людьми, которые живут на «жемчужном острове», любят и знают его. Мы пишем о том, что волнует туристов, отвечаем на популярные вопросы «до» и «во» время поездки, рассказываем о местах и достопримечательностях, истории и культуре Вьетнама, делимся лайфхаками и гайдами по отдыху.

Но в то же время поддержание такого портала требует много сил и энергии, и дело не только в человеческих ресурсах и времени, но и деньгах. Поэтому «Фукуок Лайф» не только информационный, но и коммерческий проект. Мы организуем индивидуальные экскурсии и авторские приключения, занимаемся медиа поддержкой отелей и мероприятий, создаем новые продукты.

В работе с гостями острова мы ориентированы на индивидуальный подход, но хотим что бы каждый посетитель сайта, независимо от статуса и возможностей мог увидеть и узнать Фукуок, получить удовольствие от отдыха и соприкосновения с вьетнамской культурой. Поэтому у нас есть партнеры, которые создают другие продукты и активности, проводят групповые экскурсии. И здесь я подхожу к сути своей колонки —  монополии на отдых.

Право первой ночи

Добраться до острова Фукуок можно на «перекладных», но 99 процентов туристов прилетают сюда пакетным туром, которые организуют всего несколько туроператоров. Для острова это великое благо, ведь тысячи туристов из столицы и регионов России получили возможность посетить Фукуок без мучительных пересадок и стыковок.

Поэтому я и говорю о монополии. Как у любого монополиста – у туроператора есть гигантское преимущество, я называю его «Jus primae noctis» — право первой ночи. Как когда-то феодалы хотели не только получать налоги с податного населения, но и «дань крови» с каждой свадьбы, так и тур оператор хочет получить все деньги, которые турист может потратить на отдыхе.

Если быть честным, компания туроператор уже заработала, продав вам тур. Перевозку (чартерный перелет) организует формально независимая, но по факту аффилированная авиакомпания, отели туристический агентства партнеры первым делом предлагают те, с которым у компании есть договор, и из всех 600 отелей на острове на слуху лишь несколько десятков.

Но вот отель выбран, не без помощи нашего портала и обзоров на You Tube канале «Фукуок Лайф», самолет почти не задержался, и вы приземлились в аэропорту Фукуока. Багаж получен, и на выходе, когда влажный тропическом воздухе так приятно облепляет всё тело южной жарой, вас встречает улыбчивый гид в форменной одежде. Здесь-то и начинается работа принимающей стороны, которую вернее было бы назвать «обработка».

Одноразовый туризм

Вы скажете, что я сам ангажирован, ведь наша компания так же работает в сфере туризма, и туроператору мы конкуренты. Для «гигантов рынка» мы  — мелкий комаришка, один из тысячного роя «паразитов», которые присосались к полноводному людскому потоку из туристов, которых на остров Фукуок доставил туроператор.

В своей работе гида я стараюсь не критиковать «коллег по цеху», но как редактор информационного портала должен высказывать позицию и мнение, которое, как мне кажется, будет небезынтересным для гостей острова, ведь когда появился Фукуок Лайф, никакого большого туристического потока на остров не было. То, что сейчас творится на Фукуоке в туристической индустрии, я называю «одноразовый туризм», и больше всего это относится к работе «монополиста» — туроператора и вот почему.

Я с уважением отношусь к работе ребят, которые трудятся гидами и экскурсоводами у компаний туроператора. Это сложная, ответственная и малооплачиваемая работа, которая связанная со стрессом. Но те методы, которыми они добывают деньги для компании, много неэтичного и лукавства. Бизнес в конкурентной среде – это жесткий бизнес, поэтому учат сотрудников делать агрессивные продажи.

Катехизис отельного гида

Для «монополиста» нет особого значения отзывы потребителей. Если в деревне одна заправка, то глупо жаловаться на качество бензина, другой – то нет. Так же и с Фукуоком, чартерные рейсы осуществляются на не самых новых самолетах, но альтернатива – две, а то три пересадки, для семей с маленькими детьми это сомнительная перспектива. То же самое и с времяпрепровождением на острове, кажется, что альтернатив нет. Но они есть.

Как когда-то, в середине 17 века, миссионеры из Общества Парижских Заграничных Миссий заучивали «Катехизис за 8 дней», написанный «крестителем Вьетнама» Александром де Родом, читали свои проповеди, в которых обличали буддизм, конфуцианство и вьетнамский культ предков как «язычество». Так и отельные гиды, на первой же встрече начинают рассказывать растерянным туристам, которые еще не отошли от полета про «опасности» которые ждут на отдыхе.

Рассказывает о том, что на улицах вырывают сумки из рук. О, том, что нельзя арендовать байк, так как его угонит сам владелец ради выкупа. О том, что страховка действует только на экскурсии от туроператора, да и сами экскурсии надо купить прямо сейчас, так как больше ваш отельный гид к вам в отель не приедет.

Случаев уличного воровства у туристов я за 2 года на острове помню всего один: местный парнишка попытался украсть телефон, но быстро был найден полицией, арендованные байки воруют в Нячанге, на Фукуоке таких историй единицы. Страховка согласно договору действует на всё время пребывания туристов в стране (кроме тех случаев, которые не предусматривает полис, например травмы в состоянии алкогольного опьянения), а в гидов, которые откажутся от денег, я не верю так же, как в то, что земля плоская и покоится на спинах трех слонов.

Никто не спорит – на отдыхе в другой стране надо быть острожным, и работа гида вас предупредить об опасностях, но не наводить «жути» и не лукавить, а иногда даже откровенно обманывать. Но вернемся к экскурсиям. Задача отельного гида продать вам экскурсию, вести её будет другой сотрудник, и часто даже не сотрудник туроператора, а компании подрядчика, поэтому с целью продать вам нарисуют золотые горы, а от покупки у «уличных агентств» надо отказаться.

Расскажут, что только у туроператора есть возможность свозить вас в национальный парк, что неверно. Расскажут, что вы попадете на эксклюзивный остров в архипелаге Антхой, что то же неправда. Расскажут, что только у туроператора есть свои корабли/лодки/машины, что, как вы понимаете семи, тоже неправда. И еще много чего другого расскажет отельный гид, что бы «закрыть сделку».

Остров призрак и красные кхмеры в он-лайн казино

Работа в большой компании это всегда текучка. Когда заканчивается сезон в одной части света, сотрудники компании переезжают в другую. Турция, Египет, Тунис, Египет, Таиланд… Ребята работают сезон и те, кто не «выгорел», переезжают на новое место с повышением или без. Часто экскурсионные гиды даже не знают то, о чём они рассказывают, придумывают мягко сказать небылицы.

Десятки раз от туристов, которые были на экскурсиях с такими гидами, я слышал что название острова Hon Thom переводится как «Ананас», пагода Хо Куок – «Пагода ветров», что где-то в море лежит затопленный корабль, который обещали показать во время прогулки, что кошкам ломают хвосты из-за суеверий, что Вьетнам буддийская  страна, и много что еще.

Встретить гидов — «бракоделов» можно и среди местных агентств. Конкуренция среди «улицы» разыгралась нешуточная, ведь Фукуок стал популярным местом отдыха, и как после дождя появились и частные гиды, кто ничего не знает про Фукуок и Вьетнам, и новые компании, которые потянулись на остров.

Сам факт, что местные агентства пренебрежительно называют «улица», «улочка», а иногда даже «уличные шаражки» говорит о том, что экскурсии от туроператора, как бы лучше и качественнее, но это в корне неправильно! Да, у туроператора есть эксклюзивные продукты, которые они могут поставить в силу своей «монополии», но основные подрядчики, что у местных агентств, что у туроператора — одни и те же. 

А экскурсии у компаний, которые продажники туроператора порой брезгливо называет «улица» зачастую лучше и интересней, так как этим компаниям надо конкурировать с «монополистом» туроператором не столько по цене, сколько в качестве обслуживания и подходе. Экскурсии у местных агентств стоят дешевле, эти компании «гибче», и заинтересованы в каждом туристе, поэтому опытные туристы, зная «байки» отельных гидов, выбирают именно местные компании.

Туроператор может позволить себе «одноразовый туризм», пока на остров не будет регулярных рейсов, и агентства будут продавать туры на Фукуок только от «монополиста»: туристы всё равно приедут, их всё равно обработает отельный гид, и прибыль компании всё равно попадет в кассу.

Может себе позволить одноразовый туризм и случайная компания на рынке, которая не стремится работать здесь долго, а нацелена на получении прибыли «здесь и сейчас». Но местные тур компании с «именем» такой оказии не имеют, их бизнес – это репутация и отзывы туристов, их конкурентные преимущества —  интересные экскурсии и цены. Именно так работает микро бизнес.

Лучшим результатом работы нашего экскурсионного бюро я считаю то, что туристы, которые отдыхали на острове в прошлом году и были гостями наших экскурсий, приезжают снова и снова пользуются услугами нашей компании. То же самое можно сказать и про наших партнеров, мы выберем только те компании, которые пришли на остров надолго, имеют репутацию и ответственность перед людьми, которые доверили им  свой отдых.

Так быть или не быть, вот в чем вопрос

Фукуок место новое, туристов, которые уже побывали на острове всего 10 – 15 процентов, и те, кто едет впервые испытывают трудности с получением информацией. Наш сайт в «высокий сезон» просматривают 80 000 – 100 000 раз в месяц, а через чаты в WhatsApp за два  года прошли тысячи людей.… И всё равно, об острове еще рассказывать и рассказывать.

У каждого человека должно быть право на выбор, не идите на поводу у тех, кто агрессивно продает вам то, в чем вы еще не разобрались. Дайте себе такое право. Как только вы приехали, возьмите паузу, изучите информация в интернете, пройдитесь вечером по улице и узнайте предложения местных агентств, спросите у тех туристов, кто уже не первый день на острове — что они могут порекомендовать. Одним словом осмотритесь, выберите то, что подходит именно вам (по цене, качеству услуг, подходу) и сделайте разумный выбор.

Для нас Фукуок не «одноразовый» остров, а место где мы живем и работаем, поэтому лично для меня важно, что бы люди сюда возвращались, и рекомендовали Фукуок своим знакомым и друзьям. И как однажды сказал банкир Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Будьте во все «оружия», и всё будет ФукуОк.

Хорошего отдыха!

Одноразовый туризм монополиста

Артем Лоскутников

Главный редактор портала

Основатель проектов Фукуок Лайф, Партизан Трип и Энциклопедия Вьетнама.

Артем Лоскутников

Создатель проекта «Фукуок Лайф», гид по Вьетнаму

Фукуок Лайф
Добавить комментарий

  1. Людмила Мовленко

    После вчерашней экскурсии я, благодаря Вам, Артем, все глубже и с нарастающим интересом погружаюсь в историю региона и пытаюсь понять его настоящее. Скорее всего, захочу приехать еще, возможно, на материковый Вьетнам и, конечно же, буду рекомендовать Фукуок друзьям.

    Ответить
    1. Артем Лоскутников автор

      Людмила, большое вам спасибо!

      Ответить