На байке по Фукуоку: жизнь на двух колёсах

на байке по фукуоку Блог редактора

Наверное самый популярный вопрос после вопросов про погоду и сезон дождей, это вопросы про аренду мопеда на Фукуоке и лютует ли полиция на дорогах. Спрашивают те кто хочет попробовать, и те кто уже катался на отдыхе в других странах Азии: Таиланде, Индонезии, Камбодже. Я уже писал для сайта статью, где рассказывал про правила дорожного движения во Вьетнаме, а так же о том где и как снять байк на Фукуоке, но это теория, и читателям всегда хочется знать «из первых рук». И так как я уже год катаюсь по дорогам Вьетнама на своем бодром Isuzu Hayat 125, напишу свои размышления по этому поводу.

Про движение по дорогам Вьетнама

Движение во Вьетнаме хаотичное, но подчиненное своей неведомой воле и законам. С одной стороны есть официальные ПДД, но полностью их никто не соблюдает, я не уверен что у большинства вьетнамцев вообще есть права. Здесь можно встретить школьника за рулём (в пионерском галстуке и с ранцем) и девушку в деловом костюме, и седую бабулю с вязанкой куриц на заднем сидении. Складывается такое ощущение, что водят здесь все, начиная с младенческого возраста, и управлять двухколесным средством передвижения вьетнамцы учатся раньше чем ходить. Поэтому во Вьетнаме никто не ходит…

Каждый раз приезжая в бывший Сайгон, а ныне город Хошимин, я проклинаю вьетнамских водителей, которые как ни в чем не бывало ездят по тротуарам, и не понимающе смотрят на меня когда, я пытаюсь жестами объяснить что эта часть улицы предназначена для людей, а не мопедов. В Хошимине нет пешеходной зоны, только проезжая часть. В городе только строится метро, и вся чахлая система общественного транспорта зиждется на двух десятках автобусных маршрутов, в которых правда никто не ездит. Потому что у всех есть мопед или машины. Так или иначе, ходят пешком только самые бедные вьетнамцы, или дураки иностранцы.

Движение во Вьетнаме подчинено своей внутренней логике, главное в которой — быть в потоке. Не важно какое ограничение скорости и какой трафик, женись в потоке. Зазевался — затопчут. Поэтому лезть со своим уставом в чужой (населением девяносто миллионов) монастырь я не стал, и езжу как все.

на байке по фукуоку

Про движение на дорогах Фукуока

Два года назад я объездил весь индонезийский остров Бали на байке, накатал на нем больше 1000 километров и не редко закладывал и 80, и 90 километров в час по горным дорогам. Но Фукуок совсем другое дело. Ездить быстрее 60 км банально страшно, так как самую большую опасность представляют не байки, а еще одни участники движения — коровы, грузовики, джипы. Здесь действует правило: у кого клаксон звучит громче, тот и прав. Поэтому тяжелый Камаз может позволить себе обгонять по встречке на подъеме, а ты — сирый и убогий на своем мотороллере должен в этот момент прижаться к обочине. Не успел? Твои проблемы. Но на самом деле, движение предсказуемое, и если соблюдать логику и не спешить, то везде можно проехать комфортно и получить удовольствие от езды. По сравнению с Хошимином — движение на острове не плотное, я бы даже сказал медленное и не напряженное. Поэтому идея купить мопед по приезду на Фукуок была очевидна.

Про дорожную полицию, штрафы, облавы и прочие страсти

Еще до приезда на остров я проштудировал интернет, поговорил со всеми в чате, кто водит мало мальски давно, и мне наговорили ужасов. Правда с юридической стороной вопроса я всё же разобрался, и если интересно — прочитайте статью про то как получить права во Вьетнаме и какие правила дорожного движения есть в стране. Но это теория. По факту за более чем пол года меня ни разу не остановила полиция, да и видел я её два раза всего. Кончено ходят истории как нерадивых туристов останавливают, а потом за гигантские деньги (100 долларов) предлагают решить вопрос на месте. Еще несколько раз в чате была информация что на ночном рынке полицейские забирают всех европейцев на байках (и без прав). Два раза видел полицию на дороге, но ей до меня дела не было: я езжу в шлеме, не быстро, и стараюсь водить не агрессивно.

Береженого бог бережет, и кто реально хочет остаться во Вьетнаме на длительный срок, тем наверно имеет смысл сделать себе местные права, но для туристов — это лишнее. Покататься 2 недели, и может быть заплатить «штраф», не стоит продирания через бюрократические дебри. В декабре 2017 мы на несколько дней ездили со своей вьетнамской подругой в провинцию Фуйен, смотреть базальтовые столбы, и за 150 км поездки ни одного полицейского я не видел.

Про аварии на Фукуоке

Расскажу сразу несколько историй, что бы ответить на миф что «в Азии аварий нет, там все ездят аккуратно» есть, и еще какие. Начнем с коров.

Два месяца назад ночью мы ехали от друзей в Онг Ланге в Лонг Бич, и и по привычке срезали путь по «взлетке», старому аэропорту, который уже давно превратился в свалку, место для концертов, местных ярмарок и других скопищ людей, ну и парнокопытных. В одного такого рогатого влетели два парня на мопеде, которые ехали по противоположной стороне. Я тоже дал по тормозам. Байк вьетнамцев протащило по асфальту метров 10, все оказались живы, только потрепало немного, а вот байк покорежила изрядно. Коровы по взлетке ходя как у себя дома, и влетают в них только так.

Другая история уже не с таким веселым финалом: ехали ночью в Онг Ланг, и прямо перед нами заворачивающий Камаз сбил выскочивший из-за поворота байк с семьей — мужчина, женщина и ребенок. Удар был такой силы, что выжить водителю не удалось. Слава богу ребенок остался цел. Очень страшное зрелище и звук: после этого я неделю ездил не быстрее 30 км в час и крайне осторожно. Часто бьются на перекрестках. В светофоры тут верят мало и пытаются «проскочить», но как говорит мой дядя — экскаваторщик: «У меня фиг проскочишь». Буквально две недели назад видел как один лихач не успел повернуть, а другой поспешил повернуть. В итоге у машины отлетел бампер, а у мотоцикла водитель.

Про бензин, ремонт и ремонтников во Вьетнаме

Ну не будем о грустном, давайте о веселом. Бензин на Фукуоке стоит около доллара за литр. Продают его на заправках, которые работают до захода солнца. То есть круглосуточных заправок здесь нет, и с наступлением темноты надо искать бабку или деда с бутылкой бензина на обочине. Почему заправки так работают я не знаю, может быть закон какой дурацкий есть, а может просто лень, надо уточнить этот вопрос. В любом случае бак лучше заливать полный. У меня небольшой расход. Если я не напрягаясь езжу по делам, то в неделю выкатываю 4 -5 литров.

В России на своем Kia Sorento я выкатывал в неделю 50, в экономичном режиме, конечно. Так что на байке ездить выгодно. А вот с ремонтом не так всё круто.

Здесь есть несколько официальных сервисов Ямахи и Хонды, но это для новых агрегатов. Моему Хаяту лет 10, и официалы его не берут. А чинится нужно, или хотя бы делать профилактику раз в пол года: менять масло, чистить свечи, шаманить фильтра. В марте у меня случилась «колесная неделя»: за неделю я поменял три шины и одну покрышку, пока сам не понял что у меня порвался корд, который и рвет каждый раз шину. До этого момента все ремонтники кивали головой, брали деньги, ставили шину (тут не заклеивают, а ставят новую) и на следующий день опять махали головой. Один мне даже бондаж сделал на шину, этого хватило на два дня. Я сам искал полезший корд пальцем, но ничего не находил, пока дядя Сережа (крутой местный мужик, на острове уже пять лет живет) не объяснил мне что корд может просто лопнуть и вылезать только под нагрузкой.

на байке по фукуоку

В итоге я отдал около миллиона донгов за неделю ремонта. 500 000 за новую покрышку и по 150 тысяч за каждую шину. Омрачает ситуацию и то что вьетнамского не знаю, когда двигатель дырчика стал «троить» я объехал три сервиса с целью узнать что можно сделать. В своих изысканиях пользовался переводчиком и здравым смыслом. Диагностика выглядит следующим образом: мастер садиться на байк, делает пару кругов по улице с разными режимами прогазовки, потом приезжает и пишет что-то в переводчике Google Translate, программа переводит мне непонятную вьетнамскую запись как «больная печень», я киваю головой и еду домой гадать что означает «больная печень».

Когда я был в отъезде, байк отдал Олегу, местному товарищу, у него он совсем перестал подавать признаки жизни. Олег заехал в ближайший сервис, и там мопедку починили…за 50 000 донгов (150 рублей) поменяв какую-то неведомую штуку внутри. Насколько хватит этого «лечения» я не знаю. Но надежду что Хаят еще пару лет пробегает на своих двоих колесах

Интересно? Хотите еще историй про Фукуок? Оставляйте комментарии — попытаюсь ответить в следующих постах на все поступившие.

Артем Лоскутников

Создатель проекта «Фукуок Лайф», гид по Вьетнаму

Фукуок Лайф
Добавить комментарий

  1. Сима

    Подскажите, пожалуйста, а вот оставлять мопед на время того как зайдешь в кафе, на пляже, да хоть где не опасно, его ни кто не укатит?

    Ответить
    1. Артем Лоскутников автор

      Ничего такого не будет, можно для надежности убрать шлем в бардачок, так как их порою меняют (забирают получше, оставляют похуже). Мы как-то улетали на неделю в Малайзию и оставили байк прямо возле аэропорта, прилетели, завели и поехали, ничего не случилось. Ну и на долго в неизвестном месте лучше не оставлять, могут просто оттащить подальше, так как мешает, потом искать тяжело).

      Ответить
      1. Сима

        огромное спасибо за ответ

        Ответить