Храм религии Каодай на Фукуоке

храм религии каодай фукуок Все места на Фукуоке

Каодай (Cao Đài) – одна из самых удивительных религий Вьетнама, да и пожалуй всего мира. Только представьте себе движение, которое попыталось объединить в себе лучшее от христианства, буддизма, китайского даосизма и новых философских течений конца девятнадцатого, начала двадцатого века.

Представьте себе храм, в котором поклоняется Иисусу Христу, Будде, Виктору Гюго и даже Владимиру Ленину. Представьте себе католический храм, одетый в цветной буддийский халат… Всё это Као Дай, и зародился этот культ именно здесь, на острове Фукуок в начале прошлого века. Храм секты Каодай – одна из знаковых достопримечательностей столицы Фукуока, города Зыонгдонг. Давайте же узнаем больше про эту удивительную религии.

История секты Каодай (Cao Dai)

В 1919, а по другой версии в 1920 году вьетнамскому государственному служащему Нго Ван Тьеу (Ngô Văn Chiêu) начали приходить мистические откровения. Нго Ван Тьеу работал префектом во французской колониальной администрации на Фукуоке, тогда малонаселённом районе Вьетнама.

Волна мистицизма, зародившаяся в конце 19 века в Европе, докатилась и до окраин империй. Такие мистические практики как столоверчение,  вызов духов, обряды общения с потусторонним миром стали популярны и среди образованных жителей всего французского Индокитая. Не удивительно, что это привело к появлению целого вороха новых религий и учений, в том числе и во Вьетнаме.

Сущность, которая назвала себя «Большой Глаз» повелела мужчине оставить свою старую веру и всего себя посвятить спасанию человечества.  Следуя небесному посланию, он начал проповедовать кредо, основанное на единстве мировых религий. Согласно новой доктрине, это будет третий союз между Богом и человечеством.

Третий, но единственно верный. Согласно каноническому толкованию истории секты первое пришествие Као Дай случилось во времена основания иудаизма и индуизма, второе примерно во время начала христианства, буддизма, конфуцианства и даосизма.  Cao Dai будет третьим и заключительным альянсом. Религией, которая объединит и докажет единый посыл всех этих предыдущих религий.

Истоки каодаизма

Новая религия последовала за буддийским циклом реинкарнации, опиралась на этические принципы конфуцианства, имела церковную иерархию, подобную иерархии Римско-католической церкви, и все же проповедовала даосскую концепцию Инь-Янь, двух балансирующих сил, хороших и плохих.

Но не один Нго Ван Тьеу стал каналом связи божества Као Дай и мира. Как уверяет история церкви, еще трое, независимо друг от друга, стали получать откровения Большого глаза. К середине двадцатых приверженцами Као Дай были тысячи жителей Фукуока и окрестных провинций. Одни из первых, кто предложил закрепить официальный статус вросшего во влиянии движения стал Ле Ван Чунг, чиновник на пенсии, который предаваясь аскетическим практикам, вышел на канал общения с духами.  Формальный статус религии движение Каодай получило в 1926 году, когда более двухсот видных мужей подписали «Декларацию о вере Као Дай».

Сам Нго Ван Тьеу отказался стать «Папой» то есть главой новой церкви, и позже совсем отошел от дел новой религии, образовав еще более аскетичную секту — «Тьеу минь». На последующие десять лет главой церкви стал Ле Ван Чунг. Учение быстро распространилось по Вьетнаму, и к 1950 году это была такая сила, что к концу французской оккупации, армия полевых командиров Као Дай контролировала большую часть  дельты реки Меконга. Община насчитывала 45000 солдат ополчения  и претендовала на восьмую часть населения страны в качестве верующих.

као дай фукуок

Каодай в 20 веке

Этот быстрый рост не продлится долго. После гражданской войны во Вьетнаме, во время которой священники Као Дай отказались встать на сторону Виетконга, новое  социалистическое правительство реквизировало земли церкви, многие обряды были запрещены, а лидеры или  посажены в тюрьму, или бежали за рубеж, как формальный глава церкви «понтифик» Фам Конг Так. Земля вокруг храма были возвращены только в 1985 году, когда в стране началась «оттепель».

Секта сохранила свое влияние в стране, сейчас приверженцами Као Дай считаются более 5 миллионов человек по всему миру. Храмы секты существуют по всему Вьетнаму, а так же в Австралии, США, Канаде. Но несмотря на открытость движения, прихожанами становятся в основном этнические вьтнамцы, и иностанных последователй у религии не много. Наверне их отвлекает экслектичность учения, его гротескность и кич, о котором пойдет речь дальше.

Суть религии Као Дай

Как уже писалось выше, Као Дай – это попытка совместить лучшие стороны трех важнейших для Вьетнама религий. Помимо этого, учение вобрало в себя европейские идеалы гуманизма и свободы, недаром важным для религии является такой французский писатель и мыслитель как Виктор Гюго. Као Дай – это религия терпения и примирения, этические нормы христианства и буддизма органично соседствуют с практиками аскетизма даосов.

Важнейшими таинствами секты считается общение с духами. Имено через общение с духами из мира мертвых можно найти путь для обретения нирваны. Весь двадцатый век иерархи секты входили в контакт с многими известными мудрецами и героями прошлого: Жанной Д’арк, Альбертом Эйнштейном, Владимиром Ильичом Лениным и Львом Толстым. Для этого используют «говорящие доски» — популярный атрибут гадательных салонов.

Как и в других религиях Вьетнама особое место в Као Дай занимает культ предков, члены общины регулярно возносят молитвы и умащают дарами своих родственников на небесах. В общине действует правила равноправия, как мужчины, так и женщины могут становится духовными служителями.

Кстати, иерархия в каодаизме напоминает католическая. Глава церкви – понтифик, есть епископы, кардиналы, диаконы. Но есть и различия, особую когорту составляют медиумы, те самые проводники в мир духов, которые несут истинное слово. Есть в каодаизме и свой кодекс из пяти заповедей: не воруй, не лги, не поддавайся порокам, не умащай плоть, и конечно же – не убей.

Символ учения  Као Дай – большой глаз, окруженный лучами. Это левый глаз Бога, именно он видит истину и может направить на верный путь. Согласно доктрине веры, Большой Глаз уже много раз являлся на землю разными людям, но ситуация была не подходящая и именно двадцатый век должен стать последним приходом «истины».

као дай храм фукуок ночной рынок

Храм Као Дай на Фукуоке

Сейчас во всем мире действует полтысячи храмов и молельных домов. Два их них находятся на Фукуоке, в городе Зыонгдонг. Главный храм острова встречает своих гостей возле Ночного рынка. Это яркое, разноцветное строение, которое напоминает  причудливо покрашенный католический собор.

В убранстве храма присутствуют сразу четыре цвета, каждый из которых символизирует свой начало: желтый – цвет учения Будды,  красный – католицизм, синий – даосизм. И только белый цвет примеряет всех, это цвет учения Као Дай.  На первом этаже находятся технические помещения. Как это бывает во Вьетнаме, на первом этаже оборудован гараж, где стоят байки и машины. Машина у храма своя – украшенная резьбой «лодка», на которой в «последний путь» отправляются члены общины.

На втором этаже находится молельный зал. Стены и потолок украшены росписью, колонны овиты яркими гирляндами, а главное место у алтаря занимает огромный барельеф «Большого Глаза» проводника божественного откровения. Так же на алтаре можно заметить фигурки «святых» почитаемых в религии людей: Иисус Христос, Ли Бо, Сунь Ят Сен, Виктор Гюго, Будда и других.

Во время церемонии служители храма надевают яркие одежды, каждый из которых символизирует место в иерархии, поют песни, читают молитвы, играют на музыкальных инструментах. Если вам удастся попасть на таинство в храм, вам очень повезет, ведь увидеть это своими глазами дорогого стоит. На Фукуоке два каодаистких храма, и находится они совсем рядом. Но второй это  скорее общинный молельный дом, там тоже есть небольшой храм и кладбище где покоятся члены общины. Оба эти места входят в программу экскурсии «Мистический Фукуок: места силы жемчужного острова».

Где находится храм Као Дай на острове Фукуок

Артем Лоскутников

Создатель проекта «Фукуок Лайф», гид по Вьетнаму

Фукуок Лайф
Добавить комментарий